Развитие бизнеса в России

История развития малого бизнеса в России. Этапы развития малого бизнеса в России – становление ⋆ Честный доход

Развитие бизнеса в России

Малый бизнес на территории России развивался в четыре этапа. Существует несколько предложенных вариантов о том, сколько этапов существовало и каждый из предложенных имеют свою отличительную черту в датах, но большинство исследователей склоняются к периодизации, которая насчитывает четыре пункта.

Итак, первый этап припадает на период с 1987 по 1999 гг. и принято называть его «романтическим». Второй этап начинается с 1992 года и заканчивается спустя два года — «шоковый». Третий — 1995-1998 гг.

и называют его «этап несбывшихся надежд», а вот этапом «зрелости» называют период с 1999 года по сегодняшний день.

История развития малого бизнеса в России

Этапы развития малого бизнеса в России представляются разными исследователями с различной датировкой. Так например, предложенные этапы Т. А. Селищевым берут начало с 1980 года. Тем не менее, большинство ученых склоняются к первой версии этапов развития малого бизнеса в России.

Необходимо отметить, что становление малого бизнеса совпадает с крахом системы СССР. Кризис, который зародился в стране, требовал новых решений. Именно малый бизнес мог стать залогом стабилизации социально-экономических задач.

Развитие бизнеса международного характера и его этапы уходят корнями в пять веков. Необходимо понимать, что этапы развития международного бизнеса имеют большую историю, нежели России. Первый этап связан с торговлей в Европе. Период с 1500 по 1850 годы стал фундаментом для торговли на международном уровне.

Не смотря на все риски для жизни в период переправки товара, стимулом было обогащение и возможные прибыли. Второй этап охватывает временные рамки с 1850 года по 1914 и по праву получает название «эра экспансии».

Именно на этом этапе бизнес расширяет рынок сбыта, использует выгодные предложения определенного местного закона, использует сырье более эффективное. Третий этап — «эра концессий», период охватывает две войны ХХ века.

С 1945 года по 70 года на арену вышел этап «эра национальных государств», который запомнился в истории появлением новых игроков в бизнесе, за счет распада колоний. И наконец, пятый этап развития бизнеса на международной арене — «Эпоха глобализации», которая берет свой отчет с 1970 года и до наших дней.

Таким образом, мы видим, что этапы развития малого бизнеса связаны с получением стран независимости, что в дальнейшем привело к реформам на международном рынке. Советуем ознакомиться для начала с статье о том с чего начинать свое дело.

Гостиничный бизнес. Становление и развитие

Гостиничное хозяйство появилось в 18-19 ст. Особенно данный вид деятельности процветал в странах Европы. Это обусловливалось тем, что данная отрасль позволяла получить хорошую прибыль так, как спрос среди потребителей был велик из-за развития туризма. Особенно это касается 19 ст., когда на живописные места приезжали посмотреть и воспользоваться дарами природы сотни туристов.

Постепенно данный бизнес процветает, улучшается сервис, условия становятся более комфортабельные. Поэтому, появляются целые компании гостиничного бизнеса, акционерные общества и даже корпорации.

После, гостиницы расширяют свой профиль и становятся помещениями и для других целей — казино, приемы и пресс-конференции.

Так же с развитием автотранспорта, железнодорожного и авиационного транспорта, способствовало активному развитию гостиничного бизнеса в ХХ ст.

На сегодняшний день гостиничный бизнес является один из самых важных и прибыльных отраслей в экономике. Каждый год в странах всего мира открываются новые востребовательные гостиницы, отели.

Таким образом, этапы развития гостиничного бизнеса берут свое начало с 18 столетия, и бизнес этот процветает до сегодняшних дней.

источник: www.business-ideal.ru/osnovnye-etapy-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii

Преимущества и недостатки малых предприятий

Малый бизнес — это сектор экономики страны, развивающийся наиболее быстрыми темпами.

В период формирования рыночных отношений развитие малого предпринимательства в России за счет своей мобильности и умения оперативно реагировать на любые колебания спроса создает ту необходимую среду конкуренции, которая лежит в основе данной экономической системы.

У малых предприятий есть ряд положительных моментов: они находятся ближе к местным рынкам; ориентированы на конкретного покупателя, таким образом, их руководство хорошо осведомлено о спросе на те или иные товары; возможность производства маленькими партиями; простая система менеджмента и т.п.

К числу явных недостатков можно отнести следующие: как правило, низкий профессионализм управляющего звена; ввиду небольшого капитала исключена инвестиционная деятельность; предприятие не имеет рыночной власти; высокий уровень риска.

Этапы становления малых предприятий

История российского предпринимательства строилась параллельно становлению рыночной системы хозяйствования. Она может быть поделена на несколько этапов.

ЭтапыХарактеристика
1 этап (1985-1987 гг.)Зарождение научно-технического творчества. Первые попытки создания предпринимательства. В целом этап носит экспериментальный характер.
2 этап (1987-1988 гг.)Увеличение участников малого предпринимательства. цель создания предприятий — насыщение внутреннего рынка товарами потребительского спроса.
3 этап (1989-1990 гг.)Развитие малого предпринимательства в России подкрепляется первыми законодательными актами. Вступает в силу закон о частном предпринимательстве.
4 этап (1991-1992 гг.)Зарождение крупных и средних предприятий. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подкрепляется новыми законодательными актами, позволяющими расширять возможности бизнеса.
5 этап (1993 -1994 гг.)Приватизация и широкомасштабное развитие малого предпринимательства в России. Открытие предприятий в различных сферах жизни общества: в сфере услуг, торговли, легкой промышленности и т.д.
6 этап (с 1995 года)Повсеместное развитие частного сектора экономики. Впервые создается правовая основа предпринимательской деятельности.

Проблемы малого бизнеса в России

Принимая во внимание показатели стран — мировых лидеров промышленного производства, можно сказать, что малый бизнес в РФ находится на низком уровне развития. В ходе изучения этого вопроса выделены следующие проблемы, характерные для малых предприятий:

1. Низкие темпы создания необходимой инфраструктуры малого бизнеса. Сюда относят бизнес-центры, технопарки, школы предпринимателей и т.п.2. Небольшое количество малых предприятий, особенно в производственной сфере.3.

Не разработаны региональные и местные программы, способствующие развитию и поддержке малых предприятий.4.

Ненадлежащая финансовая поддержка со стороны государства (субсидирование на льготной основе, госгарантии при получении займов в кредитных организациях и т.п.)

5. На низком уровне находится система государственных заказов.

Источник: https://bizkompass.com/biznes-process-p3.html

Что мешает развитию малого бизнеса в России

Развитие бизнеса в России

Количество предприятий малого бизнеса в России увеличивается, а их роль в экономике нет

Аудиторы Счётной палаты в 2017 году, проверяя результаты работы государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, пришли к, казалось бы, парадоксальному выводу — при росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010−2016 годы на 27,6% (с 4,6 до 5,8 млн компаний и индивидуальных предпринимателей), число работников малых и средних предприятий сократилось на 3,2 млн человек — до 15,8 млн сотрудников, а их совокупная доля в ВВП составила не более 20%.

Не все эксперты полностью согласны с приведенными Счётной палатой данными, отмечая, в частности, несовершенство используемой статистики в части учета индивидуальных предпринимателей.

Однако не вызывает сомнений, что в целом роль малого и среднего бизнеса в России значительно ниже, чем в развитых странах, и за последние годы позитивной динамики не прослеживается.

Несмотря на существенные объемы государственных расходов по данному направлению (только за 2015−2016 годы на поддержку малого и среднего бизнеса было выделено более 150 млрд рублей), по таким ключевым показателям, как доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в нём населения, сохраняется практически трехкратное отставание России от стран ЕС.

Как помогает государство

В этом общественное мнение зачастую винит чиновников. Говорят о коррупции при распределении государственной поддержки, неэффективных расходах бюджетных средств, неправильно выбранных приоритетах.

Совсем недавно, выступая в Госдуме, зампред всё той же Счётной палаты Вера Чистова заявила, что Минэкономразвития из года в год выдаёт субсидии одним и тем же предприятиям, а распределяются эти меры поддержки среди всего 1% предпринимателей.

Однако возможности федерального правительства напрямую влиять на эту сферу довольно ограничены, и нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает для помощи предпринимателям.

За последнее время в два раза увеличен порог оборота для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это означает, что большее число компаний может претендовать на государственную поддержку.

Теперь малым предприятием считается компания с оборотом до 800 млн рублей в год и с численностью сотрудников до 100 человек, а средняя — с оборотом до 2 млрд рублей, имеющая не более 250 сотрудников.

Власти ввели двухлетние налоговые каникулы для впервые созданных индивидуальных предпринимателей в сфере промышленности, социальной и научной сферах, в сфере услуг. Введена квота в 18% для малого бизнеса в закупках государственных компаний.

Создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса.

Но при этом в последние годы постепенно сокращается финансирование из федерального бюджета региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства по линии Минэкономразвития.

Однако это сокращение не влияет принципиальным образом на ситуацию с малым и средним бизнесом в регионах, поскольку и сейчас, и ранее объемы государственной поддержки были не так велики — в среднем 150−250 млн рублей на один субъект Российской Федерации.

Эти деньги позволяют точечно помочь десяткам конкретных предприятий, создать один-два объекта инфраструктуры. Но тысячи, десятки тысяч малых предприятий даже не знают о том, что региональные власти получают федеральные средства на оказание им поддержки.

Что мешает расти малому бизнесу

Есть ли способ помочь небольшим компаниям так, чтобы они заняли достойное место в экономике? Да, но потребуются не точечные денежные вливания, а масштабное изменение целого ряда институциональных условий, сложившихся в российской экономике.

Что самое важное для любого бизнеса? Спрос на производимую продукцию. Но здесь российские малые предприятия сталкиваются с трудностями, нехарактерными для их коллег из развитых стран.

В России чрезвычайно велика роль крупных, в первую очередь государственных компаний.

А крупный российский бизнес, и в этом отношении он как раз не отличается от европейского или американского, привык работать с крупными поставщиками, которые могут обеспечить большие гарантии и удовлетворить повышенные требования по объему поставок.

Сотрудничество с малым бизнесом, хотя он зачастую может поставлять более качественную и дешевую продукцию, несет дополнительные риски, от которых крупный бизнес старается уйти. В диверсифицированной экономике это не является проблемой, так как малые и средние предприятия могут эффективно работать друг с другом, но в России конечный спрос на многие товары сконцентрирован в крупном бизнесе.

Правительство делает попытки изменить ситуацию. Например, ради этого оно ввело квоты на закупки у малых предприятий крупным государственным бизнесом. Формально ситуация улучшается.

По данным Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, объем таких закупок увеличился в 2017 году по сравнению с годом ранее примерно на треть, до 2 трлн рублей.

Однако насколько велика доля в этих закупках «псевдо-МСП», компаний, являющихся «дочками» крупного бизнеса или аффилированных с менеджментом заказчика, не знает никто.

Другой проблемой, в решении которой, правда, за последние годы есть некоторые успехи, является низкая доступность капитала, в первую очередь банковских кредитов, для малого бизнеса.

С одной стороны, малые предприятия часто не могут платить проценты по кредитам по той высокой ставке, которую предлагают банки, в силу невысокой рентабельности бизнеса.

А с другой — у них далеко не всегда бывают залоги, которые могли бы послужить обеспечением и способствовать снижению ставки.

Однако острота этой проблемы постепенно снижается как в силу планомерного уменьшения ставки рефинансирования Банка России, к которой привязаны проценты по кредитам в коммерческих банках, так и в силу появления ряда государственных программ, направленных на предоставление поручительств и гарантий субъектам малого и среднего бизнеса, а также на стимулирование их кредитования банками по льготным процентным ставкам. В результате за 2016 год общий объем предоставленных кредитов малым и средним предприятиям составил 5,16 трлн рублей, что выше уровня 2015 г.

Не способствуют развитию малого предпринимательства и сохраняющиеся проблемы в системе правоприменения и защиты прав собственности. Риски утраты бизнеса по нерыночным, неправовым основаниям в России велики.

Об этом говорится и в ходе опросов предпринимателей, и в экспертных дискуссиях. Из-за этого предприниматели ре стремятся инвестировать в развитие собственного бизнеса, это же способствует и оттоку капитала за границу.

Если крупный бизнес еще может защитить себя, то малому бизнесу в случае рейдерской атаки приходится особенно тяжело.

Наконец, низкие темпы развития малого и среднего бизнеса в России отчасти объясняются и социокультурными факторами. Молодежь больше ориентирована на государственную службу, работу в крупных компаниях, в органах безопасности. Престиж предпринимательства невысок. Это объясняется экономическими факторами, но результатом является относительно небольшое число новых успешных бизнесов в России.

Так почему же, несмотря на все проблемы, данные Счетной палаты, Федеральной налоговой службы демонстрируют рост числа субъектов МСП? Дело в том, что зарегистрировать компанию в России легко, а официально закрыть — сложно и дорого. Поэтому в реестре появляется большое число компаний-пустышек, не ведущих никакой деятельности, но существующих на бумаге. Всего лишь своеобразная причуда статистики, маскирующая реальное положение вещей.

Михаил Голанд, директор по форсайту и программам технологического развития фонда «ВЭБ Инновации», 15 ноября 2018, 10:08

Источник: https://openmedia.io/d48j

ИП Информ
Добавить комментарий